руenкр



Новости  » Новости » Проблемы прозрачности и подотчетности политических партий

Проблемы прозрачности и подотчетности политических партий


05.05.2021

В тех странах, где проводятся свободные, справедливые, регулярные и состязательные выборы, граждане должны иметь возможность отслеживать и проверять действия избранных ими политических деятелей. Таким образом, существует тесная взаимосвязь между прозрачностью и подотчетностью.

Прозрачность и подотчетность являются основными предпосылками эффективного функционирования политической системы в демократических странах. Таким образом, добросовестное управление и рыночная экономика могут быть более устойчивыми, а политики лишаются возможности использовать власти в личных, а не в общественных интересах. Существует взаимосвязь между степенью прозрачности и подотчетности финансирования кампаний политических партий и кандидатов и проведением выборов. Государства не только гарантируют правовую защиту политическим партиям как основным формам свободы ассоциации граждан, но и разрабатывают правовые нормы, касающиеся создания и функционирования политических партий. Недостаточно эффективные правовые нормы и их неэффективное исполнение могут привести к использованию незаконных источников финансирования.

Согласно законодательству Кыргызстана, политические партии не получают государственного финансирования и находятся на самофинансировании. Попытка внести изменения в 2013 году в действующий закон «О политических партиях» относительно финансирования политических партий государством не прошла и вызвала много споров и нареканий со стороны депутатов и министерства финансов страны в результате чего не нашла поддержку.

Нормативно-правовая база в Кыргызстане не предусматривает четкие и всеобъемлющие процедуры раскрытия информации относительно доходов и расходов партии. Финансовая деятельность партий в некоторой степени открыта лишь во время избирательного периода, которая на практике подвергается критике.

Статья 7 (3) Конвенции ООН против коррупции обязывает подписавшие Конвенцию государства добросовестно прилагать усилия к тому, чтобы добиться большей прозрачности финансирования кандидатов и политических партий. Раскрытие сведений о финансировании политической деятельности является основным способом достижения такой прозрачности. В руководящих принципах правового регулирования деятельности политических партий ОБСЕ прописывается требование от политических партий в государствах о предоставлении соответствующей финансовой отчетности уполномоченным органам как минимум раз в год, даже если партия не участвует ни в какой избирательной кампании. В таких сводных отчетах должны быть раскрыты поступления от жертвователей, а также должно содержаться объяснение всех расходов. Сведения, содержащиеся в сводных отчетах о поступлениях средств и расходах, должны отражать информацию обо всех уровнях партийной деятельности.

Действующее положение о финансировании политических партий, не содержит требований прозрачности формирования бюджетов партий, закон не обязывает партии подавать отчеты о доходах, расходах, собственности, а также ежегодно публиковать такие данные в национальных средствах массовой информации, поэтому финансовая отчетность предоставляется поверхностно.  Таким образом, ни одна из политических партий не отчитывается должным образом об источниках своего финансирования перед общественностью, инициативы принятия закона, позволяющего контролировать финансы политических партий, несколько раз поднимались, но безуспешно.  К примеру, в Латвии все пожертвования и членские взносы должны быть опубликованы в течение 15 дней с момента их получения. В Австрии, вопросы прозрачности партийных финансов имеют также особое значение, где финансовые отчеты о доходах и расходах подлежат обязательному размещению на веб-сайте как самой политической партии, так и Счетной палаты.

Представители многих партий признают, что бюджет партий не является открытым и “некоторые боятся открыто выделять деньги».  Исключение составляет минимальная информация об избирательном фонде Центральной Избирательной Комиссией, который обнародуется официально и является единственным официальным и открытым источником о финансовом состоянии политических партий. Информация о поступлении и расходовании денежных средств по избирательным фондам политических партий в период выборной кампании публикуются в виде отчета о движении денежных средств на сайте ЦИК и финансовых отчетов с разбивкой взносов, и расходов по категориям, но откуда поступают данные денежные средства не указываются.

Избирательная комиссия обладает полномочиями для контроля и изучения точности финансовых отчетов, предоставляемых политическими партиями, но остается под вопросом эффективность данного контроля и мониторинга, так как не существует функционирующего механизма, позволяющего эффективно осуществлять контроль за финансами партий.

Скачать брошюру Проблемы прозрачности и подотчетности политических партий 


Вернуться к списку



© Transparency International, 2019 – Все права защищены Разработка сайта web stydio SpinStyle