руenкр



Новости  » Новости » Индекс восприятия коррупции-2017: Кыргызстан поднялся на одну позицию.

Индекс восприятия коррупции-2017: Кыргызстан поднялся на одну позицию.


21.02.2018

Кыргызская Республика заняла 135-е из 180 мест в Индексе восприятия коррупции - 2017 (ИВК-2017), который каждый год составляет международная организация Transparency International. Кыргызстан получил 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Россией, Парагваем, Папуа Новой Гвинеей, Мексикой, Лаосом, Гондурасом и Доминиканской Республикой.

По сравнению с результатами Индекса за 2016 год положение Кыргызской Республики немного изменилось: она получила на один балл больше, и изменила позицию в рейтинге (со 136-го до 135-го места).

Первое место в ИВК-2017 заняла Новая Зеландия (89 баллов), второе заняла Дания (88 баллов), третье - разделили Финляндия Швейцария и Норвегия(по 85 баллов). Замыкают рейтинг - Сирия (14 баллов), Южный Судан (12 баллов) и Сомали (9 баллов). Состав лидеров и аутсайдеров по сравнению с 2016 годом почти не изменился.

Индекс восприятия коррупции - составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Transparency International выпускает ИВК ежегодно с 1995 года. Индекс за 2017 год рассчитан на основании данных из 13 источников за последние два года (2016–2017), собранных 12 независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 — с самым низким. Кыргызстан был включен в рейтинг в 2003 году.

Наблюдаемое изменение места Кыргызстана в «Индексе восприятия коррупции» вызвано ожиданиями от действий кыргызских властей по вступлению в Инициативу Открытое правительство, принятию ряда законодательных актов, в числе которых долгожданный закон «О конфликте интересов» и анонсированию Национальной программы цифровой трансформации «Таза коом» (чистое, честное общество).

Среди причин, по которым Кыргызстан продолжает оставаться среди стран с экстремальным, ниже 30 баллов, уровнем коррупции, основными являются следующие:

  1. Дела о коррупционных правонарушениях высших должностных лиц либо возбуждаются не системно, либо не возбуждаются вообще. Отдельные громкие дела лишь оттеняют общую весьма удручающую картину.
  2. Слабость правовых норм и отсутствие механизмов, регулирующих ответственность за недекларирование доходов и имущества, а также конфликта интересов, позволяет нарушителям отделываться минимальным наказанием или вовсе его избегать.
  3. Реализация ведомственных планов по противодействию коррупции имеет крайне формальный и непубличный характер.
  4. Крупные национальные проекты, в том числе репутационные и инфраструктурные, продолжают реализовываться непрозрачно. Зачастую исполнители отбираются по неизвестным обществу принципам и критериям, а не выбираются в ходе открытого конкурса.

Для изменения ситуации и перехода Кыргызстана в зону с умеренным уровнем коррупции, необходимо предпринять ряд конкретных шагов:

  1. Разработать действенный и реалистичный национальный план по противодействию коррупции с вовлечением в его разработку институтов гражданского общества и экспертного сообщества. Предусмотреть персональную ответственность руководителей исполнительных органов власти за невыполнение или формальное выполнение мероприятий этого плана;
  2. Внедрить в правовую систему эффективные механизмы реальной ответственности за незаконное обогащение, то есть за наличие у должностного лица активов и собственности, происхождение которых такое должностное лицо не может разумным образом обосновать;
  3. Обеспечить действенный внутренний и общественный контроль за соблюдением требований законодательства по декларированию и предотвращению конфликта интересов с введением жёсткой правовой ответственности за ситуации злоупотребления ситуациями конфликта интересов со стороны публичных должностных лиц;
  4. Обеспечить независимость судов от исполнительной власти и неизбирательность правосудия, а также публичность данных о деятельности судов и правоохранительных органов;
  5. Обеспечить общественным организациям, журналистам и гражданским активистам возможность свободно получать и анализировать информацию, связанную с деятельностью по гражданскому антикоррупционному контролю;

Как показывает практика, для эффективного противодействия коррупции необходима твердая политическая воля, эффективное законодательство, профессиональные исполнители и общественная поддержка.

Избранный недавно президент Кыргызской Республики С. Жээнбеков уже сделал ряд заявлений о необходимости усиления борьбы с коррупцией. Он провел свое первое заседание в качестве председателя Совета безопасности избрав для нее тему противодействия коррупции. На этом заседании он раскритиковал государственные органы, которые должны бороться с коррупцией и заявил, что борьба с коррупцией станет приоритетным направлением его деятельности в качестве главы государства. Общество готово поддержать борьбу с коррупцией, правовая основа имеется. Удастся ли президенту переломить ситуацию и дать импульс положительной динамике Кыргызстана в Индексе восприятия коррупции покажет время.

 

Индекс восприятия коррупции – 2017

 

Контактная информация:

+996312 455508

kyrgyzstan@transparency.org


Вернуться к списку



© Transparency International, 2017 – Все права защищены Разработка сайта web stydio SpinStyle